КирТАГ
Кыргызское телеграфное
агентство

Бишкек, 1:28 | 22 сентября

Прогулка по Бишкеку для них становится настоящим подвигом

Дата: 16:05, 06-08-2015.

Бишкек. 6 августа. КирТАГ – Тысячи бишкекчан каждое утро выходят из дома – на работу, в школу, по делам. Для тысяч – выход в город обычная жизнь. Но для сотен людей с ограниченными возможностями здоровья каждый выход из своей квартиры становится настоящим подвигом.

«Мы, народ Кыргызстана, подтверждая приверженность цели построения свободного и демократического государства, основанного НА УВАЖЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА; стремясь утвердить верховенство права, а также обеспечить СОЦИАЛЬНУЮ СПРАВЕДЛИВОСТЬ, экономическое благосостояние и духовное развитие народа»… Этими словами начинается Основной закон нашей страны - Конституция.

Главным законом Кыргызстана прописано, что «никто не может подвергаться дискриминации по признаку пола, расы, языка, ИНВАЛИДНОСТИ, а также других обстоятельств». Но, если написать правила не так уж и сложно, соблюдать их на деле в масштабах всего государства или слишком тяжело, или элементарно нет желания. В итоге, зачастую многие пункты главного закона нашего государства так и остаются набором слов в красивой красной обертке.

Взять к примеру, обеспечение прав людей с ограниченными возможностями здоровья на передвижение. Статьей 25 на это имеет право каждый. Конечно, никто не запрещает людям в колясках ездить по городу, совершать покупки в магазинах или любоваться городской панорамой с гор вокруг Бишкека. Вопрос в том, насколько это все доступно им. Каковы условия передвижения для людей с ОВЗ? Ведь отсутствие элементарных пандусов и лифтов уже нарушает Основной закон на свободу передвижения для части населения.

Аскар Турдугулов получил травму позвоночника, пытаясь залезть в свой номер коттеджа на Иссык-Куле. Обнаружив двери закрытыми, полез по лестнице, и сорвался. Упал на перила. Уже 13 лет для передвижения по дому и на улице он использует ходунки и инвалидную коляску. Наш герой решил показать нам с какими трудностями приходится сталкиваться людям с ОВЗ при обычном перемещении по городу.

Аскар живет на втором этаже в типичном 4-этажном доме. Советские проектировщики не сочли необходимым ставить лифты для невысоких домов. Впрочем, как и не рассчитывали, что в них могут жить люди с ограниченными возможностями здоровья.

86% пассажирских перевозок в Бишкеке осуществляются на микроавтобусах. Но, ни маршрутки, ни автобусы также не рассчитаны на пассажиров в колясках. Хотя... в городе курсируют несколько низкопрофильных троллейбусов.

Пожалуй, самая острая проблема для людей с ОВЗ – отсутствие пандусов и перил. Для этой категории людей доступ к обычным зданиям, магазинам, даже госучреждениям искуственно закрыт. В их числе министерство здравоохранения.



Даже купить необходимые лекарства зачастую оказывается невозможным.

В некоторых местах пандусы есть. Только не совсем ясно, для чего они предназначены. Разве что экстремальные трюки проделывать.

В Бишкеке асфальтированные участки тротуаров чередуются с брусчаточными и щебневыми через каждые 20-30 метров. Состояние тротуаров приводит к поломкам коляски, которая является единственным средством передвижения для большинства людей с ОВЗ.

Воспользоваться обычными услугами требует определенных усилий.

Бишкек – компактный, уютный город. К сожалению, не для всех...


Но, это исправимо. Всего-то необходимо учитывать положение каждого. Установка пандусов – первый шаг к повышению комфортности для ЛОВЗ.

Доступ к общественному транспорту – свобода передвижения по всему городу.

Во многих странах максимально допустимый угол уклона составляет 5% или 2.9 градуса. При этом высота подъема пандуса – 80 сантиметров. Крутые подъемы требуют хорошей физической подготовки.

Благо, в Бишкеке можно рассчитывать на неравнодушных людей…

Данный материал был подготовлен при содействии проектов ПРООН и министерства иностранных дел Финляндии «Расширение доступа к правосудию в Кыргызской Республике» и «Совершенствование Верховенства права и доступ к правосудию в целях обеспечения устойчивого мира».

Поделиться новостью: