КирТАГ
Кыргызское телеграфное
агентство

Бишкек, 17:42 | 25 сентября

Необязательное ОСАГО: водителям угодили, теперь – страховщикам

Дата: 09:06, 28-01-2016.

Бишкек. 28 января. КирТАГ – АйзураЧыкынова. За 14 дней до официального вступления в силу закона об обязательном страховании (ОСАГО) правительство Кыргызстана, руководствуясь принципом: «проиграна битва, но не война», решило пойти на уступки автовладельцам – за отсутствие страхового полиса будут штрафовать только с 1 января 2018 года. До этого срока ОСАГО сделают в Кыргызстане необязательным. Так поставлена промежуточная точка в саге о новом виде страхования. 

Кто лоббировал ОСАГО?

Напомним, что вопрос внедрения ОСАГО в Кыргызстане поднимался в далеком 2008 году. Первый проект закона, разработка которого началась постановлением правительства - так и остался в анналах истории. Второй раз инициатива была поднята уже в 2011 году. Инициатором законопроекта, но уже без депутатского лобби, стал все тот же госфиннадзор. По неизвестной причине проект документа тогда был отозван на стадии согласования с министерствами и ведомствами страны.

В современных реалиях, как российские страховые компании с нетерпением ждали повышения тарифов по ОСАГО, так и кыргызские страховщики ждали внедрения самого автострахования. По мнению большинства экспертов, закон об ОСАГО защищает только интересы страховых компаний. За страховщиками стоят представители одной из парламентских фракций, которая финансируется бизнесменом, предпочитающим оставаться в тени.

Это вы поспешили!

Первым звоночком для отмены принудительного страхования стало письмо из аппарата президента КР. Содержание письма было озвучено в минувшую пятницу в парламенте. Депутат Бакыт Торобаев заявил, что аппарат президента считает необходимым поэтапное введение ОСАГО – с ноября 2016-го или февраля 2017 года.

«В частности, они подчеркивают, что надо расширить сеть филиалов, где можно оформить ОСАГО, информировать население об отсрочке введения ответственности и опубликовать список страховых компаний в СМИ, дабы уберечь граждан от фирм-однодневок. То есть все то, о чем мы говорили вчера на заседании парламента», - процитировал текст президентского послания Б. Торобаев.

Противники ОСАГО сходятся в одном. Страховые компании играют на неконтролируемых эмоциях: страхе попасть в ДТП и страхе возмещения ущерба. По мнению экспертов кыргызстанского бизнес-сообщества, боязнь страхования в отечественных условиях продиктована не размером страховки, максимальная стоимость которой составит 3,2 тыс. сомов, минимальная – 2,2 тыс. сомов, - а добросовестностью выплаты страхового возмещения. Эксперты НАБА считают, что разработанные в прошлом году нормативно-правовые акты по страхованию автогражданской ответственности не обеспечивают гарантию возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших.

Специалисты НАБА отмечают, что в законопроекте не приведены расчеты и экономическое обоснование размеров страховой суммы и тарифов. Базовую страховую премию в 3 тыс. 256 сомов они считают высокой и непонятной.

«Предлагаются крайне низкие, по сравнению с другими странами, лимиты ответственности по причинению вреда жизни и здоровью – 200 тыс. сомов, имуществу потерпевшего – 150 тыс. сомов. В России указанные лимиты составляют 500 тыс. и 400 тыс. сомов соответственно на каждого потерпевшего. В Казахстане – 400 тыс. и 240 тыс. сомов, кроме этого, пособие на погребение – 40 тыс. сомов. В Беларуси – по 820 тыс. сомов», - отмечает эксперт по страхованию ассоциации операторов связи Эмиль Бостериев.

1 января 2018 года: от КАСКО к полноценному ОСАГО

Директор одной из страховых компаний в интервью КирТАГ сообщил, что перенос обязательного страхования на более поздний срок даст возможность провести полномасштабную работу по разъяснению населению выгод и преимуществ, а также для выявления недостатков обязательного автострахования на практике. Последующие два года заложат основу автогражданскому страхованию: от КАСКО (полис добровольного страхования, который предусматривает выплаты собственнику автомобиля в случае хищения, угона или повреждения транспортного средства), где тарифы и стоимость возмещения устанавливаются каждой компанией в отдельности до страхования по схеме ОСАГО с его установленными правительством тарифами и коэффициентами.

«Как говорится, страховой полис покупают, когда он не нужен. Когда он вам понадобится - уже никто вам его не продаст. Отмена добровольного страхования – это не повод для расстройства. В любом случае, закон вступит в силу, но при этом водителей никто не сможет принудить купить страховой полис. Каждая страховая компания будет рассчитывать на свои возможности и капитал. Ожидается небольшой всплеск. Он уже есть! К примеру, когда было официально объявлено о введении такого вида страхования, у нас в головном офисе было достаточно заявлений о приобретении страхового полиса по автогражданке», - отметил он.

Он заметил, что переносы сроков обязательного страхования позволят сформировать добросовестный и конкурентный рынок страховых компаний, имеющий лицензирования ОСАГО.

«К 1 января 2018 года страховые компании уже без всякой рекламы приступят к обязательному страхованию. Возмещение по страховке тем, кто уже на добровольной основе приобрел полис ОСАГО – сделает рекламу той или иной компании. К февральскому этапу ОСАГО готовились до 10 компаний, также 4 компании были зарегистрированы дополнительно, они подали на получение лицензий, но пока не успели их получить. Официально в Кыргызстане зарегистрировано 1 млн 200 тыс. автомобилей. Так что условия для развития качественной конкуренции и рынок для этого более чем комфортный», - отметил он.

Вызывать ДПС или нет?

Автостраховщики объясняют, что ОСАГО – это такой закон общей солидарности, когда вы страхуете себя и другого участника ДТП. Бизнесмены подсчитали, что в случае приобретения полиса за 2200 сомов - вы теряете 6 сомов в день.

По мнению представителей ассоциации страховщиков Кыргызстана, неприятие вопроса автострахования связано с неразвитостью рынка страхования в целом. О существовании автострахования в Кыргызстане знает каждый владелец автомобиля, но только считанные единицы приобретают страховой полис. В случае возникновения ДТП почти всегда стоит вопрос: вызывать ли инспекторов ДПС?

«ОСАГО сегодня продукт не всем понятный и от того пугающий, но это лишь вопрос времени. Никто не говорит, что будет легко. По крайней мере, в начале, но точно знаю, с каждым днём всё будет легче, проще и лучше. Тут больше вопросов к народу, т.е. все уже настолько привыкли «разводить» на месте, что просто не захотят выплаты ждать и не пойдут к страховщикам. О них и беспокоиться не стоит. Если могут, пусть «разводят». Бремя исправления закона и подъема истинного правового государства ляжет на тех, кто не может «развести» на месте, у кого нет на это денег. Они и пойдут, и будут добиваться, и на этой почве революцию устроят. А когда закон станет таким, что страховая компания не «отвертится», тогда и те, кто разводил, не станут тупить и начнут судиться. Так и переродится рынок, и вырастет», - комментирует специалист одной из страховых компаний.

Страховщики отмечает, что введение ОСАГО вызовет образование кэптивов - страховых компаний, которые будут страховать риски своей материнской компании.

«Конечно, логично, что каждый крупный банк откроет свою страховую компанию, чтобы не просто избежать оттока клиентов, но и привлечь новых. Кроме того, возникнет множество смежных продуктов и т.д. Следующим этапом количество перерастет в качество, то есть рынок будет насыщен страховыми продуктами, а количество компаний сократится. А поскольку стоимость одинакова и фиксирована законом, клиент станет выбирать в пользу качества дополнительного сервиса и всякого рода маркетинговых решений в виде подарков и бонусов. Автострахование даст рост экономики страны в целом. Одних страховых агентов станет тысячи, а это тысячи рабочих мест.

А самое главное - рост рынка всегда привлекает новые инвестиции и стимулирует развитие смежного бизнеса – транспортная инфраструктура, юридические компании, СТО, реклама, маркетинг и многое другое», - подчеркивают страховщики.

Правительству пришлось учесть общественное мнение и мнение противоборствующих групп в парламенте. За отсутствие ОСАГО кыргызстанцев не будут штрафовать два года. Блицкриг страховых компаний Кыргызстана отложен до 2018 года.

Поделиться новостью: