КирТАГ
Кыргызское телеграфное
агентство

Бишкек, 23:30 | 12 ноября

Новый закон о холдинговых компаниях может привести к бесконтрольной передаче госсобственности в управление частникам

Дата: 16:18, 17-02-2016.

Бишкек. 17 февраля. КирТАГ - Айбек Анарбеков, эксперт. Правительство Кыргызстана внесло в Жогорку Кенеша  проект закона «О национальных холдинговых компаниях в КР».  Что несет принятие положений данного закона для экономики и ситуации в КР? И так ли безупречен предлагаемый закон?

На наш взгляд, законопроект представляет необоснованные привилегии национальным холдинговым компаниям и противоречит действующему законодательству и нормативно-правовым актам КР.

Холдинг рулит?

Так, в части 4 статьи 3 проекта закона предусматривается отчуждение имущества, полученного национальной холдинговой компанией от государства в порядке оплаты ее акций.  Вместе с тем, возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности государства (объекты приватизации), в собственность физических и юридических лиц регулируется законом КР «О приватизации государственной собственности в КР».

При этом в соответствии со статьей 4 закона «О приватизации государственной собственности в КР», приватизация находящегося в государственной собственности имущества осуществляется в соответствии с разрабатываемой правительством КР и утверждаемой ЖК КР программой приватизации госимущества. Программа приватизации содержит перечни объектов государственной собственности: акций и долей в уставных капиталах хозяйственных обществ, подлежащих приватизации, имущественных комплексов и недвижимого имущества, подлежащих приватизации.

Таким образом, национальная холдинговая компания не подпадает под закон «О приватизации государственной собственности КР», что создает огромные коррупционные риски.

Счету не подлежит

Также, в проекте закона в части 1 статьи 18 содержатся положения, затрагивающие полномочия Счетной палаты КР.

В частности, полномочия Счетной палаты КР распространяются на национальную холдинговую компанию, ее дочерние либо зависимые компании только в соответствии с целью деятельности Счетной палаты КР и только для аудита использования указанными компаниями средств государственного бюджета. То есть,  Счетная палата КР не вправе проводить аудит национальной холдинговой компании, не соответствующий целям и области действия Счетной палаты КР.

Предлагаемая норма противоречит части 3 статьи 5 закона КР «О счетной палате». Где прописано, что полномочия Счетной палаты распространяются на предприятия и организации с частной и иной формой собственности, где имеется большая доля государственного или муниципального участия. По поручению ЖК КР, профильного комитета ЖК КР или президента КР, Счетная палата может осуществлять аудит эффективности предприятий и организаций с долей государственного участия от 10% и более.

Таким образом, прописанные в проекте привилегии, предоставляемые холдинговым компаниям, повышают коррупционные риски и идут в разрез с государственной стратегией антикоррупционной политики КР, утвержденной указом президента от 2 февраля 2012 года.

Необходимо отметить, в части 7 статьи 3 проекта обозначено, что акции национальной холдинговой компании, находящиеся во владении КР, являются исключительной собственностью государства. И положения части 1 статьи 18 проекта закона в правоприменительной практике приведут к коллизии. Таким образом создаются противоречия и коррупционные риски.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 32 Закона КР «О нормативно правовых актах КР» в случае коллизии между нормативными правовыми актами, обладающими равной юридической силой, и если ни один из них не противоречит акту с более высокой юридической силой, действуют положения акта, регулирующего данную сферу правоотношений. Соответственно, закон КР «О счетной палате» является специализированным законом.

В связи с чем, логично будет в части 1 статьи 18 проекта исключить положения ограничивающие полномочия Счетной палаты или внести соответствующие изменения в выше обозначенный закон.

Покупай что хочешь

В статье 19 проекта закона содержатся положения, затрагивающие процедуру закупки товаров, работ и услуг национальной холдинговой компанией и ее дочерних компаний.

В 18 статье проекта закона закреплено, что специальный порядок закупок товаров, работ и услуг, предусмотренный иными законами КР, не применяется к закупкам товаров, работ и услуг, осуществляемых национальной холдинговой компанией. В отношении закупок товаров, работ и услуг национальной холдинговой компании и ее дочерних компаний применяются нормы настоящего закона.

Однако, процедура государственных закупок регламентируется законом КР «О государственных закупках». В соответствии с частью 3, закон КР «О государственных закупках» не регулирует государственные закупки, непосредственно связанные с: 1) национальной безопасностью, 2) обороной, 3) защитой государственных секретов, 4) стихийными бедствиями.

То есть, положения, затрагивающие порядок закупок товаров, работ и услуг содержащиеся в проекте закона также предоставляют, привилегии являются коррупционным проявлением.

Закон «О государственных закупках», является специализированным законом, таким образом, согласно статья 18 предлагаемого законопроекта, холдинговые компании с государственной долей не подчиняются закону «О государственных закупках».

Исходя из этого следует вывод, что государственная собственность будет передана под управление отдельных лиц, без контроля.


Поделиться новостью: